Наряду с хорошо известными профессионалам и любителям ландшафтного дизайна, французским и английским садами, нельзя не вспомнить о существовании итальянского сада, удивляющем своими специфическими приемами и формами. По времени своего возникновения итальянский сад считается старше английского и французского, так как зародился он в эпоху Ренессанса. Конечно, может показаться, что эта тема очень далека от практики в русском саду, ведь другое географическое положение, другие традиции, климат… Но все равно в России многое воспринято и приспособлено к здешним условиям из итальянского культурного наследия, что также стало своего рода традицией.

Так во времена правления Ивана III гордо провозгласили «Москва – третий Рим». В те времена в конце XV – в начале XVI века, итальянцами Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марко Руффо, Аристотель Фиораванти и Бон Фрязин был внесен собственный вклад в древнерусское художественное наследие. Тогда соприкоснулись русское искусство и идеалы итальянского Ренессанса. Чуть позднее в XVIII и XIX веках, в русскую практику прочно вошли традиции барокко и классицизма вместе с творчеством Микетти и Ринальди, Гонзаго, Кваренги, отца и сына Растрелли и иных итальянских мастеров, посещавших Россию и отдававших здесь свой талант.

Заметно различное итальянское влияние в следующих садово-парковых ансамблях – Царское село и Архангельское, Петергоф и Павловск, а также во многих парках и садах Европы.

И в современном ландшафтном дизайне существует возможность использования приемов, которые имеют итальянские черты или итальянский акцент в нашем русском саду. В числе работ последнего времени, которые выполнялись разными дизайнерами и компаниями, можно встретить похожие примеры, что указывает на то, что итальянская тема актуальна по сей день.

Какие же черты выделяют итальянский сад? И каким образом можно сделать похожим на итальянский русский сад? Безусловно можно задать и встречный вопрос – «Зачем?». Здесь ответов множество, но в любом случае воплощения в дизайне японских, английских или других мотивов – всегда причины являются субъективными. Самым обобщенным ответом может быть – «Из любви к искуству!». В нашей ситуации, такой – «Из любви к Италии!», ведь не напрасно эта странна являлась Меккой для художников во все времена.

Итальянский сад наряду с более поздним французским обладает регулярной планировкой, но отличаются они тем, что итальянский сад раскидывается на более сложном рельефе холмов и предгорий. Например, Рим, который расположился на семи холмах. Если в саду нет достаточного перепада высот, то можно сделать рельеф, используя искусственно насыпанные террасы и подпорные стенки. Предпочтительно, чтобы подпорные стенки были сложены из камня. Обилие камней является отличительной чертой итальянского сада. Из камня возводились дворцы, замки или главные дома, из камня строилась ограда и многочисленные малые архитектурные формы – гроты, балюстрады, фонтаны и каскады, парапеты, павильоны в парке, лестницы и пандусы, предназначенные соединять террасы, расположенные на разных уровнях и многое другое. Каменными были как декоративные, так и функциональные элементы – это скамьи, вазоны, отдельные статуи и настоящие скульптурные группы. Из камня выполнялось также мощение дорожек и аллей, отдельных площадок. Из всего этого итальянский сад приобретает интересное свойство – это звук! Плеск струй от фонтанов, разбивающих в водоемах гладкую поверхность или журчание воды, стремящейся по каменному ложу и падающей со ступени на ступень, здесь необычен и звук шагов, глухо распространяющийся в пространстве, изобилующем камнем.

Цвет также имеет значение – итальянский сад наполнен темно-зеленым цветом вечнозеленых насаждений – лавра, пиний, самшита и других. Этот цвет прекрасно сочетается с разнообразием каменных оттенков – серым, розовым, золотистым, бежевым. К нему добавим цвет стволов деревьев и кустарников вместе с вкраплением всевозможных нюансов зеленого, к примеру, характерным является серебристый оттенок, который свойственен листве оливковых деревьев. Картину дополним яркими пятнами весенних растений – магнолии, цитрусовые, рододендроны, миндаль и так любимые в наших краях розы, которые привнесут в сад нарядный колорит и аромат. Выведенные новые сорта приведенных выше растений, за исключением магнолии, сегодня являются пригодными для применения их в нашем климате, при этом даже итальянцы выращивать цитрусовые растения предпочитают в кадках, такой подход позволяет защитить их от зимних морозов в теплом помещении. Чтобы добавить изысканный серебристый оттенок в наши сады, можно посадить лох серебристый.

Стоит также отметить топиарное искусство, которое сильно распространено и в итальянских, и во французских садах. Прием искусственного формирования крон образовался в Италии намного раньше, чем во Франции, на что указывают обнаруженные письменные древнеримские источники. Есть возможность в наших условиях воспользоваться фигурной стрижкой. Существуют быстрорастущие виды хвойных и лиственных деревьев и кустарников, хорошо приносящие стрижку. К ним относятся ель обыкновенная и некоторые сорта туи, из лиственных – сорта спиреи, дерен, барбарис и др.

Безусловно, итальянские сады расстилаются на значительных масштабах – это было порождено еще императорским Римом, а затем было подхвачено в эпоху Ренессанса, которая прославляла Человека и Творческий Гений. Но в действительности можно передать дух итальянского сада и на четырех сотках и на шести.

Вступайте в наши группы и не пропускайте наших новостей, новых акций и спецпредложений!

Группа в контакте Страница в фейсбуке Мы в инстаграм